Виртуальный Музей ФМШ

[Список Лекций] [Сотворение ФМШ] [«не умалчивая о достоинствах и не скрывая недостатков»] [^] [>] [>>]

Сотворение ФМШ

«не умалчивая о достоинствах и не скрывая недостатков»

Историю создания физико-математической школы при НГУ однажды рассказали ее ученики, фымышата, сочинив оперу «Сотворение ФМШ»–«не умалчивая о достоинствах и не скрывая недостатков». Согласно либретто, после открытия СО АН ученые мужи собирались «стране послужить беззаветно» и даже обрели в научной работе творческое счастье. Однако скоро почувствовали: «Ничто не может нас в довольствии, во славе успокоить, когда младого поколения нет». Ученые во главе с Михаилом Алексеевичем приходят к закономерному выводу: «Да! Нет ученых без учеников, всё мальчики способные в глазах». Интересно, что сам Михаил Алексеевич в своей известной статье «Кого, чему и как учить?» фактически говорит о том же:

 – Кого учить, чему учить и как мы будем учить сегодня – этим будут определены завтра наши успехи в науке.

О том, что ученый обязан готовить себе учеников, Лаврентьев говорил постоянно и подкреплял слова делом. Он успевал заниматься и учебными, и научными, и даже хозяйственными вопросами в НГУ – вплоть до закупки кроватей для общежитий.

Что касается школы, то педагогические воззрения Лаврентьева можно считать новаторскими и даже революционными. Он полагал, что стандартная школьная программа перегружена ненужной информацией, например, историческими датами и многочисленными грамматическими правилами и исключениями из них. Кстати, самого Михаила Алексеевича в детстве не приняли в гимназию, когда после напряженных двухмесячных занятий он так и не усвоил всех необходимых правил. Конечно, школа-интернат в научном центре должна была стать совершенно иной.

[^] [>] [>>]