Виртуальный Музей ФМШ

Экспозиции:


Первая Всесибирская олимпиада - Молодость Сибири № 44-45, 13.04.1962

В сибирских городах проходит заочный тур I Всесибирской физико-математической олимпиады, Проводимой Сибирским отделением Академии наук СССР. В редакцию «Молодости Сибири» поступило много писем с просьбой рассказать о характере олимпиады, о ее целях и условиях. Корреспондент газеты обратился с несколькими вопросами к одному из организаторов олимпиады, члену-корреспонденту АН СССР, директору института ядерной физики АНДРЕЮ МИХАИЛОВИЧУ БУДКЕРУ.
1. Чём вызвано и какую цель преследует проведение олимпиады?....
Ответ:
Организация и проведение Всесибирской физико-математической олимпиады — это начало большой работы, которую намерены провести сибирские ученые для улучшения прподавання физики и математики в школах, для повышения интереса к этим предметам у молодежи, для подъема общей физико-математической культуры и. наконец, с целью отбора наиболее талантливых молодых людей для работы в институтах Сибири.
Это — тезисно, а теперь несколько поподробнее. В настоящее время проблема преподавания физики и математики школьникам стоит очень остро как во всем мире, так и в нашей стране, приобретает, в частности, особую остроту здесь, в сибирских школах. Бурное развитие этих наук — и особенно — физики –за последнее десятилетие, постоянно нарастающий поток знаний, без которого невозможен будущий исследователь, требуют резкого изменения всей системы преподавания этих наук в школе. Однако, как известно, резкое изменение системы преподавания в школах вообще довольно сложное дело — из-за инерционности всего огромного аппарата: тысячные армии учителей, необходимость создания миллионов новых учебников, реорганизация кабинетов и т.д., и т.д. Сложность этой перестройки станет особенно понятной, если учесть, еще и то, что само стремительное развитие науки косвенно Мешает развитию процесса обучения — квалифицированные, способные кадры физиков и математиков, выпуски ведущих университетов и специальных вузов страны почти полностью уходят в науку и промышленность. Резко уменьшается приток наиболее подготовленных людей в школы — и это, конечно же, ухудшает качество преподавания, не способствует повышению интереса среди школьников к физике и математике.
С другой стороны, именно сейчас, сегодня, как никогда раньше, возрастают требования науки к Школьному преподаванию, ибо способность к ломке привычных представлений — процесс, весьма характерный для современной науки, глубокое и творческое освоение всех получаемых наукой данных, непреодолимая тенденция к отысканию самостоятельного, непроторенного пути — вот те качества, которые потенциально должны быть заложены в будущем ученом еще в классе.
И, разумеется, без помощи научных работников и учёных высшей квалификации едва ли возможна такая перестройка, едва ли она по силам только учителям, которые и сами не всегда успевают следить за достижениями современной науки.
С целью привлечения сибирских ученых, к воспитанию и обучению школьников на уровне тех требований, которые предъявляет сегодня наука, президиум нашего отделения Академии проводит целый ряд мероприятий. И уже сегодня от первых опытов по, совместной научной и преподавательской деятельности мы имеем очень неплохие результаты.
«Связать» же, что ли, науку непосредственно со школьниками — дело значительно более сложное. Мы могли бы, конечно, организовать одну-две специальные школы под «покровительством» СО АН и вести в них преподавание самым желательным для нас образом. Но вряд ли подобный эксперимент был бы очень эффективен, и полезен — хотя бы даже по причине .ограниченной базы отбора учащихся, заключенной одним-двумя районами города.
Наша задача – выявить наиболее способную, талантливую молодежь всей Сибири, узнать все, достойное внимания, познакомиться близко с теми, чье дарование и способности как нельзя более нуждаются в помощи ученых. Кто в будущем сможет и захочёт заниматься наукой. Говоря иными словами, наша первая задача — создать актив среди молодежи, обращенной своими данными к физике и математике. С этой целью и проводится юношеская физико-математическая олимпиада.
2. Каковы условия и порядок проведения её?
Ответ:
Олимпиада проходит в три тура. Первый тур — заочный, проводимый по всем школам Сибири, сейчас в разгаре. В заочном туре участвуют учащиеся средних школ, школ рабочей молодежи и молодежь, имеющая среднее образование. Условия задач I тура были опубликованы в специальном плакате, разосланном во все Школы. После рассмотрения решений участников первого тура начнется второй — очный, — на который будут приглашены победители заочного тура. Его предполагается провести во всех областных, краевых и республиканских Центрах Сибири в. конце текущего учебного года. Приглашение на второй тур производит жюри олимпиады в зависимости от сложности решенных задач и оригинальности предложенных методой решений; Количество решенных задач не является главным фактором при отборе на второй тур. Во втором туре, который пройдет в присутствии наших представителей будут предложены задачи той же трудности, что и в заочном туре Победители второго тура приглашаются в двухмесячную летнюю школу лагерного типа в Академгородке (под Новосибирском) на 3 тур.
3. Кто же, какие силы Сибирского отделения занимаются олимпиадой
Ответ:
При СО АН создана специальная комиссия по Школьному физико-математическому образованию. В комиссию входят член-корреспондент Ширков, профессор Ляпунов и другие видные ученые нашего отделения, Активное участие в осуществлении этих мероприятий принимают академики Соболев, Лаврентьев, Векуа.
И все-таки главная действующая сила олимпиады — сотни молодых ученых и студентов старших курсов университета. Для того, чтобы разобраться в тысячах ответов, которые, мы предполагаем получить в адрес жюри олимпиады, не хватило бы даже месячной круглосуточной работы всех членов жюри.
Молодые ученые сумеют увидеть в решениях задач не только правильность или неправильность ответа, но и степень дарования автора решения, его способности, склонности, талант. Ведь наша задача — отобрать способную, интересующуюся молодежь независимо от степени ее подготовленности, ибо не секрет, что качество преподавания в школах Сибири очень не одинаково, разбросано и неровно. Молодые ученые разъедутся по всем областям Сибири для того, чтобы на местах отобрать 300— 400 юношей и девушек для участия в. третьем туре олимпиады и для летнего отдыха в лагере Академии. И еще раз повторяю: главным принципом отбора будут природные данные и способности, но никак не степень подготовленности участников олимпиады. Это, естественно, требует от тех, кто проводит олимпиаду, особого внимания, педагогического таланта и любви к человеку.
И хотя у молодых ученых, может быть, и не хватает педагогического опыта, у них очень много веры в жизнь, веры в человека, много страстного стремления к отысканию себе подобных, неистовых исследователей, смелых интеллектов, одержимых наукой людей. И там, где им не хватит опыта, я уверен, им помогут разум и сердце.
4. Как вы предполагаете, какими будут результаты этого первого, очень большого и очень интересного опыта?
Ответ:
Как писал недавно в «Правде» Михаил Алексеевич Лаврентьев, мы отдаём себе отчет, что в первом, опыте не всё будет гладко. Но уже сама поездка наших молодых ученых по городам Сибири и Дальнего Востока, прямой контакт с учителями и молодежью принесут огромную пользу в деле подготовки молодой научной смены.
В связи с этим вопросом мне хотелось бы поподробнее остановиться на третьем туре олимпиады. В живописном сосновом лесу на берегу Обского моря, где будет расположен летний лагерь олимпиады, предполагаются не только купания и туризм. Здесь, в лагере, ведущими учеными ребятам будут прочитаны лекции по физике и математике, они будут участвовать в разнообразных конкурсах, познакомятся со всеми институтами, с работой некоторых лабораторий.
Когда мы получим довольно яркое и точное представление о состоянии, что ли, потенциальных физико-математических возможностей будущей научной Сибири, встанет вопрос о создании специальной школы-интерната. И ее строительство, предположительно, должно быть закончено к началу будущего учебного года. В школе будут учиться не только физики и математики. Проводя физико-математическую олимпиаду, мы исходили из того, что все современные науки — и химия, скажем, и биология, например – немыслимы без знания этих дисциплин.
С другой стороны, именно характер этих наук дает возможность четкого отбора наиболее способных людей.
О других и дальнейших мероприятиях нашего научного отделения по улучшению школьного преподавания, по укреплению связи науки со школой можно будет рассказывать после окончания олимпиады, которая, несмотря на все трудности первого опыта, как мы надеемся, пройдет успешно и даст очень много хорошего делу воспитания научной молодёжи — завтрашнего дня нашей науки.

 

БУДУЩЕЕ-ДЛЯ ВАС - М. А. ЛАВРЕНТЬЕВ

Нет ученых без учеников


БУДУЩЕЕ-ДЛЯ ВАС


М. А. ЛАВРЕНТЬЕВ
председатель СО АН СССР, академик

СЕЙЧАС всем ясно, какое огромное значение для государства, для улучшения быта и жизни людей приобретает наука. Создатель первого в мире социалистического государства В. И. Ленин понимал значение науки и с первых дней советской власти уделял огромное внимание ее развитию, использованию достижений науки не только в технике, но и во всей организации нашего государства, нашей системы управления. На науке базировались широкие планы электрификации, пятилетние планы.
С ростом благосостояния трудящихся, с развитием индустрии быстро росла и наука. Сегодня мы, советские ученые, с гордостью можем сказать, что наша наука во многих областях занимает первые места в мировой науке.
Однако есть области, в которых мы еще отстаем. И главное, что есть немало производств и крупных общегосударственных задач, основным тормозом развития которых является недостаток научных кадров.
Сегодня во всем мире идут поиски новых форм подготовки научных кадров. Сегодня всем ясно, что главное — это как можно раньше научить молодежь думать, уметь быстро ориентироваться в научной статье, книге. Надо как можно раньше привлекать ребят к творческой работе.
Именно для решения этой проблемы пять лет назад была организована физмат школа при НГУ.
Партия и правительство, областные партийные организации пошли нам навстречу. Нам были предоставлены широкие возможности проводить эксперимент по отбору учащихся, по составлению учебных планов, по методике ведения преподавания. Нечего таить греха, не всегда все шло гладко, но это неизбежно, как и в любом физическим эксперименте.
Сегодня, подводя итоги пятилетнего опыта, мы можем сказать, что в главном опыт удался. Многочисленные комиссии и делегации, которые посетили нашу школу, дали высокую оценку ее деятельности.
Дорогие друзья! Мы считаем одним из главных дел нового научного центра быстрейшую подготовку смены руководящих ученых для разных областей наук, для промышленности, подготовку специалистов, которые сами много лучше нас готовили бы себе дальнейшую смену.
Наша система отбора и наш опыт показывают, что все вы можете достигнуть крупных успехов и заслужить благодарность народа, если воспользуетесь теми возможностями, которые предоставлены.
Труд, честность, собранность, любовь к нашему, социалистическому Отечеству — это главные условия, которые сделают из вас больших людей, обеспечат вам быстрое продвижение вперед, дадут вам полное удовлетворение жизни.
Желаю вам больших успехов.

1968 г.

Вторая олимпиада юных талантов

В Сибирском научном центре
№17 21.01.1963
Вторая олимпиада юных талантов

Недавно, кажется, прошла 1-я Всесибирская физика математическая олимпиада. До сих пор еще звучит ее эхо, до сих пор в оргкомитет приходят письма с просьбой поделиться опытом, рассказать о ходе соревнования талантов, о его итогах.
А у оргкомитета появились новые заботы. Ученые из Сибирского научного центра усиленно готовятся к очередному большому делу. Они твердо держится взятого ими курса на выявление юных талантов.
Недавно во всех областных и краевых газетах молодежных Сибири и Дальнего Востока были напечатаны задачи первого тура 2-й Всесибирской физико-математической олимпиады. Этот тур будет заочным. Его участники, а ими могут быть ученики средних школ и рабочая молодежь — пришлют решения в Академгородок, в адрес оргкомитета олимпиады.
Шесть задач по математике, шесть задач по физике предложены желающим попробовать свои силы. Причем количество решенных задач — еще не главное. Основной фактор – то, насколько оригинально, свежо и ново применит участник олимпиады свои знания и смекалку. В некоторых случаях может оказаться достаточным даже решение всего одной задачи, чтобы получить право не участие во втором туре.
Первый тур будет проходить заочно. Второй - предстоит организовать в областных городах Сибири Победители первого тура будут приглашены туда для решения очередной группы задач в присутствии представителей Сибирского отделения Академии наук СССР
Победители второго тура будут награждены грамотами, а, затем, их пригласят в летний лагерь Академгородка. Здесь они узнают много интересного о физике, математике и других науках и хорошо отдохнут.

Зачем человеку наука

От поиска – к открытию, от увлеченности – к победе
 

Зачем человеку наука
Беседа с секретарем объединенного парткома Сибирского отделения Академии наук СССР, профессором, доктором технических наук Г. С. МИГИРЕНКО

НАША БЕСЕДА с Георгием Сергеевичем Мигиренко охватывала широкий круг вопросов — от общих требований, которые современность предъявляет к ученому, до совершенно конкретных, а иногда и частных просчетов нашей средней школы, ее учебников и программ. Но когда сейчас, задним числом, припоминаешь эти вопросы, приводишь их в систему, оказывается, что все они, или почти все, сводились, в сущности, к одному — коренному, принципиальному, главному:
— Почему Сибирское отделение Академии наук, его институты, его ученые повернулись сегодня лицом и сердцем к школьникам, к работе с ними? Какие черты нашей жизни, науки, школы побудили ученых сделать это?
И ответ Георгия Сергеевича надо, видимо, изложить читателям в столь же цельном, не раздробленном, так сказать, синтезированном виде:
— Зачем человеку наука? Что заставляет его отдать себя ей целиком, безраздельно? Стремление докопаться до сути вещей, постигнуть истину? Но каждый знает, что представление об истине из века в век меняется, абсолютной, раз и навсегда данной истины просто не существует... Нет, решающий стимул в работе ученого — это не поиски истины ради истины, а сознание того, что твои искания, твой труд приносят и принесут огромную пользу народу.
Известна формула: наука стала в наши дни производительной силой. Расшифровать эту формулу можно примерно так: наука означает сегодня высшую технику, высшая техника — высшую производительность труда, высшая производительность труда — высшие блага для народа. Без науки нельзя и представить себе завтрашнего дня общества, нельзя представить себе коммунизма.
Вот почему ученый, если он настоящий ученый, не может не задумываться над тем, кому он передаст свои знания.
До настоящего времени — понимаю, что это прозвучит резко, но иначе, по-моему, сказать невозможно — процесс привлечения талантливой молодежи в науку, процесс отбора будущих научных работников происходит в значительной — недопустимо значительной! — мере стихийно. Институты объявляют набор студентов, проводят конкурсные экзамены, кто-то выдерживает этот конкурс, кто-то нет, но по сути дела конкурсный экзамен выявляет не самых способных, а самых подготовленных, а это, как показывает практика, не всегда одно и то же.
ОТБОР — ИМЕННО ОТБОР, а не набор — молодежи в вузы должен начинаться гораздо раньше, чем за два месяца до начала занятий. Этого требует жизнь, на это прямо указывает постановление Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению подбора и подготовки научных кадров». Но средняя школа сама, своими силами, справиться с этой задачей сегодня не может. Наш долг, долг ученых, озабоченных судьбами науки и общества, — откликнуться по-деловому на постановление партии и правительства, взять на себя инициативу в поиске будущих Павловых, Менделеевых и Лобачевских.
Основной, по нашему мнению, метод такого поиска — организация и проведение ежегодных физико-математических олимпиад. Почему физико-математических? — спросите вы. — А все другие науки? Ответ совершенно ясен: в течение последних десятилетий, и чем дальше, тем стремительнее, происходит бурное насыщение всех наук физикой и математикой. Теоретическое исследование без абстрактного математического мышления, без овладения современным Математическим аппаратом невозможно сегодня в такой же, если не в большей степени, как попытка достичь рекордного результата в любом, отдельно взятом, виде спорта без широкой, всесторонне продуманной физической подготовки. И мы поставили себе целью выявлять молодых людей, одарённых математически, не для того, чтобы превратить их всех непременно в физиков и математиков, а для того, чтобы направить их усилия и в другие науки — в биологию, химию, геологию, экономику, короче говоря, во все науки, которые ныне, на наших глазах, из гуманитарных и описательных стали и становятся точными.
В отличие от всех прежних, традиционных олимпиад, имевших смысл спортивный и поощрительный, наша первая Всесибирская физико-математическая олимпиада носила, и мы не скрывали этого от ребят, прикладной характер. Среди десяти- и одиннадцатиклассников, участвовавших в олимпиаде, мы искали будущих студентов нашего Новосибирского университета, а для учеников 8-х и 9-х классов, разумеется, для тех, кто показал на олимпиаде хорошие результаты, мы также приготовили небольшой сюрприз: некоторым из них мы предложим поступить в создаваемую при нашем Академгородке специальную школу-интернат. Не знаю еще, как в точности назвать эту школу: может быть, она получит «титул» физико-математического училища, может быть, какой-нибудь другой. Дело в конце концов не в названии, а в том, что выпускник такой (четырехгодичной, как мы полагаем) школы уже в студенческие годы достигнет, пожалуй, уровня нынешних аспирантов и закончит университет не начинающим, как сейчас, а вполне сложившимся ученым. Тем же, кто по каким-либо причинам не сможет поступить в университет, мы по окончании четырехгодичной школы предложим работать в институтах Сибирского отделения в качестве специалистов среднего звена — лаборантов и вычислителей.
Сегодня 250 победителей Всесибирской олимпиады, от абитуриентов до семиклассников, собрались в нашем Академгородке в организованной Сибирским отделением летней физико-математической школе. В дальнейшем предполагается сделать летнюю школу, как и сами олимпиады, ежегодной.
Мы не отрицаем и других возможных методов поиска математически одаренных ребят, в частности, организации школьных и межшкольных физических и математических кружков, думаем о создании физико-математической газеты для школьников, выходящей, допустим, раз в месяц, но главным путем считали и считаем этот: олимпиада — летняя школа — школа-интернет — университет.
По мере того, как формировались и крепли все эти планы, по мере того, как они разрабатывались и осуществлялись, мы все чаще задумывались над другой проблемой, еще более широкой, перспективной и важной. Обычная средняя школа сегодня очень слабо содействует выявлению математических и иных дарований своих учеников и чаще всего не в состоянии привить им интерес к настоящей науке. Почему?
Отрыв школы от жизни проявился не только в том, что обучение не соединялось с трудом. Школа, увы, оторвана и от современной — подчёркиваю, современной — науки. Говорить об этом можно долго и горько: слишком много внимания уделяют школьные программы изучению второстепенного, а подчас и ненужного, зато на новые, последние достижения науки времени не остается вообще. Слишком робко внедряются современные методы обучения, слишком сильно до сих пор влияние «классической» гимназии с ее неизбежным формализмом, принижением творческого начала, ставкой на память ученика, а не на его сообразительность. Слишком велика перегрузка учителей, слишком мало у них остается времени для повышения квалификации, для каждодневной работы над собой...
Но перечисление этих бед оно само по себе никому не поможет; мы подошли к делу с принципиально иной стороны. Если школа оторвана от науки, то разве не долг работников науки преодолеть этот разрыв? Кому, как не науке, указать пути, по которым может и должна развиваться школа?
Ученые нашего Сибирского отделения совместно с группой передовых, творчески настроенных учителей уже разработали примерные предметы, на которых должно, по нашему мнению, основываться среднее образование сегодня. Эти принципы полностью соответствуют Закону о перестройке школы. В них нашли свое отражение опыт мастеров советской педагогики и требования, выдвинутые стремительным развитием науки. Специальные комиссии в составе ученых и учителей приступили к разработке новых программ и учебников. Естественно, на это понадобится не месяц, а возможно, и не год, но мы надеемся, что уже в 1963 году школы, расположенные на территории Академического городка, начнут переходить на новые, экспериментальные учебные планы.
— Все, о чем я рассказал, — подчеркнул в заключение Г. С. Мигеренко, — это не заслуга какого-нибудь одного человека или нескольких лиц, а плод забот и раздумий многих, итог коллективного творчества. Свою лепту внесли и виднейшие наши ученые — академики М. А. Лаврентьев, С. Л. Соболев, член-корреспондент Академии наук СССР А. М. Будкер, профессор А. А. Ляпунов, и — особенно хотелось бы подчеркнуть это — совет молодых ученых Сибирского отделения, наша комсомольская организация, наша научная молодежь.
1.Приоткрытая книга
5 июля в 6 часов вечера партком Сибирского отделения Академии наук СССР в последний раз обсуждал, все ли готово к открытию летней школы. Случилось так, что повестка дня, насыщенная множеством неотложных дел. оказалась в тот день рассчитана не вполне точно, и те, кого пригласили только на «школьный» вопрос, на полчаса были предоставлены самим себе. Председатель оргкомитета олимпиады Андрей Михайлович Будкер, только что вернувшийся из Москвы, расспрашивал всех обо всем, входил в курс последних событий. Юрий Иванович Журавлев, молодой математик, член ЦК комсомола, рассказывал о том, как прошел второй тур олимпиады в Барнауле...
Несколькими днями позже он же, Журавлев, подарил мне плакат — один из тех, что были разосланы по всем районам Сибири. Сорок задач заочного тура олимпиады, задач, различных по трудности, но неизменно простых по виду. Предельно четкие, экономно изложенные условия, самое длинное — шесть строк вместе с вопросом. И в центре плаката предупреждение:
«Приглашение на второй тур производит жюри олимпиады в зависимости от сложности решенных задач и оригинальности предложенных методов. При этом количество решенных задач не является главным фактором. В некоторых случаях может оказаться достаточным решить только одну задачу...»
Вечером, накануне отъезда из Барнаула, к Журавлеву явилась разгневанная мамаша.
— Почему же это, разрешите узнать, — начала она, подбоченясь, — вы не пригласили в свой лагерь моего сына? Учится на пятерки, решает любые задачи. На каком основании?... Да вы знаете!...
Журавлев отлично помнил этого мальчика. Беленький, упитанный, ни смешинки в глазах, он действительно решал задачи легко и быстро — но только те, которые отвечали известным ему образцам. Решал, как семечки лузгал, скучая и заботясь лишь о том, чтобы не было клякс. Его, как и нескольких других «середнячков», после проверки работ пригласили снова для беседы., И стало окончательно ясно: натренированность — пять с плюсом, способности — нуль или близко к нулю. И беленького, аккуратненького мальчика не взяли.
А вот Колю, вихрастого и веснушчатого паренька из малюсенького горного селения, взяли. И Пашу, который для того, чтобы попасть на второй тур, впервые в жизни ехал по железной дороге, тоже взяли. Правда, эти мальчишки писали не так красиво и даже с помарками, но зато любили и понимали математику по-настоящему...
— Послушайте, товарищи математики, — прервал Журавлева Будкер, — а не слишком ли вы увлекаетесь? Поймите, за сорок пять дней невозможно научить математике, невозможно научить физике. Такого срока еле-еле хватит на один какой-нибудь небольшой раздел, а ребята тем временем попросту возненавидят вашу и мою науку. Давайте условимся — не учить их математике, а рассказывать им о математике, пробуждать интерес к ней, а если интерес уже есть — углублять его. Я бы сказал ребятам так: вот оглавление толстой интереснейшей книги, но чтобы прочесть ее целиком, вам понадобится вся ваша жизнь...
Один за другим вставали члены оргкомитета и докладывали парткому: помещение- подготовлено, питание организовано, воспитателей подобрали, средства на спортивный инвентарь есть. И когда доклады были исчерпаны, секретарь парткома спросил:
— Ну, а самое главное — договорились вы, наконец, чему и как учить в летней школе?
—Да, Георгий Сергеевич, договорились,— ответил Будкер.
2. Задача о Земле и апельсине

10 ИЮЛЯ в 3 часа дня при свете юпитеров кинохроники и в присутствии почетных гостей состоялось торжественное открытие летней физико-математической школы.
— Лет семь, от силы десять назад, — сказал, обращаясь к ребятам, Журавлев, — я и мои нынешние товарищи были точно такими же, как вы. Впрочем, нет, не точно. В школе такой мне, да и никому из моего поколения учиться не довелось. Знаете, ребята, а ведь, если честно сказать, я вам просто завидую! И поздравляю вас с этим днем, который, я уверен, вы запомните на многие годы...
Если учесть, как долго и тщательно готовились к этому дню, какие надежды связывали с ним, все произошло как-то слишком просто и буднично. Никакой напыщенности, никаких особых церемоний. Несколько коротких, по три минуты, приветствий, — и вот уже длинный стол вместе со скатертью и графином отодвинут в глубь сиены, а на месте его уста- переносные доски.
Слово для лекции «Математика и естествознание» предоставлено академику Сергею Львовичу Соболеву.
Не скрою, временами мне на этой лекции приходилось довольно трудно, и я не без тревоги всматривался в лица собравшихся в зале ребят: каково им? Не утомились, справляются? -Да, справляются. И, что там лукавить, во многом лучше меня...
Без всякого конспекта, стремительно, с тем свободным изяществом логики, которое всегда отличает большого ученого, академик рассказал ребятам о пяти этапах, пройденных математикой в ее практическом приложении — от классической физики XVIII и XIX веков, построенной на средневековой, «школьной» алгебре, до квантовой теории, физики микромира и кибернетики. И все обозначения, формулы, графики, появлявшиеся на досках в подкрепление мыслей ученого, ребята немедленно переносили в свои блокноты и тетрадки. И когда Сергей Львович привел число — основание натуральных логарифмов, записав на память двенадцать знаков после запятой и признавшись: «Дальше я не помню», — по залу прокатился своеобразный, я бы сказал, восхищенно завистливый смешок...
Но окончательно и бесповоротно превосходство ребят над своей гуманитарной особой я понял и признал на следующей лекции — лекции Андрея Михайловича Будкера «Что такое современная физика». Андрей Михайлович привел задачу о Земле и апельсине. Возможно, многие знают ее — мне, увы, довелось услышать ее впервые. Маленький апельсин и огромный шар земной (допустим, что и тот и другой идеально круглые), обвязали вплотную лентой. Затем обе ленты сняли, к каждой из них добавили по 10 сантиметров и опять поместили каждую на старое место. Естественно, в обоих случаях образовался зазор — какой из двух зазоров больше?
— Одинаковы! — в тот же миг и хором реагировали ребята и, кажется, даже удивились немного: чего это ради лектор, крупный ученый, спрашивает такую безделицу?
Впрочем, через несколько дней тот же самый Андрей Михайлович задал ребятам другую задачу, и они так же хором дали неверный ответ. Только один из всех, совсем незаметный парнишка, не согласился с общим, очевидным, казалось бы, решением.
— Вот видите, ребята, — заметил Будкер, — в науке мнение большинства — еще, не критерий истины. Сначала прав бывает один, только один, вот как,- он кивнул на зардевшегося паренька,— как в том случае...
Наверное, я не придал бы этому эпизоду значения и даже, возможно, привел бы фамилию парнишки, если бы накануне профессор-математик Алексей Андреевич Ляпунов не поведал мне с известной гордостью о том, что Будкер задавал ту же самую задачу многим и что он, Ляпунов, сумел не поддаться на провокацию и наметить правильный ответ. Таким образом, отгадчиков оказалось двое, а ставить имя парнишки рядом с именем Ляпунова было бы, бесспорно, преждевременно...
И так день за днем: с утра — двухчасовая лекция известного ученого, математика или физика, а вечером — два часа семинарских, или, скорее, кружковых занятий, которые ведут с ребятами преподаватели и студенты университета. Разбирают необычные, занимательные задачи, отвечают на вопросы, просто беседуют. Никаких отметок, никаких журналов. А все остальное время — девять часов, не считая еды,— отдых, спорт, развлечения. Но мне доводилось видеть, и не раз, как, отложив интересный роман, ребята увлеченно роются в учебниках для высшей школы. И поздним вечером, когда воспитатели с трудом, но заставляют все же выключить свет, из темных окон по-прёжнему доносится:
—Дельта ка равно эм дельта вэ...
—Подожди, подожди!... А если подключить дополнительную емкость...
—Ванька! Куда ты, голова - еловая, подевал два «пи» ?...

3. Квартира № 18
13 июля в 9 часов вечера в доме 36 микрорайона «В», то есть в том самом доме, который по решению бюро Сибирского отделения предоставили летней школе, произошло событие, вовсе не значительное и тем не менее такое, о котором умолчать нельзя. Совет воспитателей с участием комсоргов и дежурных командиров разбирал вопрос о рациональном методе мытья полов.
Но сначала несколько слов о доме 36 «В». Обычный четырехэтажный дом, из тех. какие видит сотнями каждый горожанин. Шестьдесят четыре квартиры. Четыре подъезда, каждая площадка — отряд. Второй подъезд, второй этаж — значит, отряд 22; третий подъезд, четвертый этаж — 34. Впрочем, эти цифровые обозначения, видимо, ненадолго; уже вынашиваются, я знаю, тайные планы заменить цифирь куда более звучными физико-математическими названиями; отряд «Позитрон» а этажом выше — «Тангенс»..,
Три квартиры на каждой площадке — жилые, в четвертой — класс. В ней живут воспитатели, молодые сотрудники научных институтов, добровольно изменившие на время основной своей профессии. А в квартире № 18 старший воспитатель Людмила Глебовна Борисова, тоже доброволец, только» в отличие от других профессиональный педагог из Ленинграда. В «ее» квартире — зал заседаний, вернее, штаб, где решаются самые разные, большие и малые дела.
Так вот, в квартире № 18 все и произошло,
— Друзья, — начала Борисова, и я сразу вспомнил спор, которому стал свидетелем перед открытием школы: как обращаться к ребятам— «товарищи летние школьники»? Или, не дай бог, «продвинутые дети»? — Друзья, нам с вами сегодня предстоит обсудить чрезвычайно интересное новшество, предложенное вот этими тремя рационализаторами. — «Рационализаторы» стояли особняком, и несложно было догадаться, что происходящее им совсем не нравится. — Пожалуй, пусть они сами нам расскажут, как дошли да мысли такой.
— Ну, взяли ведро. Ну, налили в него воды...
— И что же дальше?
— А дальше вылили на пол. Ну, и вытерли потом...
— И какой же получился экономический эффект?
— Быстрее же...
— Ага, быстрее. А вы зайдите этажом ниже и поглядите ваша вода в виде капель на потолке пятнами выступает. Вы понимаете, что после вас в этот дом въедут люди? Вас пустили сюда как почетных гостей, а вы на память людям пятна оставите... Ну, так что же, друзья, одобрим мы этот метод или осудим?..
В сущности, не очень уж они виноваты, эти трое одинаково красными от смущения ушами. Один, горожанин, вообще никогда, полой не мыл, другой, селянян, всегда жил в первом этаже и о том, что кто-то есть внизу под ногами, думать попросту, не привык. Разные, очень разные ребята собрались под крышей дома 36 «В». Привела их всех сюда общая любовь — математика. Но математика математикой, а об интересах товарищей, ближних и дальних, забывать не годится...
Чем же их объединить, ребят, таких различных по характерам, привычкам, воспитанию, кругозору? В этом-то и состоит основная, забота Борисовой. Первый ее помощник — комитет комсомола. Александр Карбоинов из Сахалина —: его секретарь, члены комитета — из Якутска, Омска, Орска, Тюмени.. . Кое-что они уже придумали. Например, дежурные командиры — нет в отрядах штатного «начальства», командует каждый по очереди. Или — это уж по другой совершенно линии — защита коллективных проектов, вечер разгаданных и неразгаданных тайн. Завуч школы кандидат Игорь Андреевич Полетаев, кандидат физико-математических наук, предложил познакомить школьников с записями из своей фонотеки — очень хорошо, подойдет. Есть возможность послушать оперу устроить в школе выставку картин современных художников — еще лучше….
4. «Знаете, все только начинается»
14 ИЮЛЯ около 8 часов утра дипломант олимпиады — Володя из Краснозерской школы Новосибирской области неожиданно для себя повстречал на пляже неподалеку от Академгородка своего учителя физики Владимира Эрнестовича Эйфуса.
— Владимир Эрнестович, здравствуйте! Вы что, отдыхаете здесь?..
— Что ж, пожалуй, ты прав, — улыбнулся учитель.
— Отдыхаю. Точно так же, как и ты...
— Так ведь я же учусь!
— И я тоже, Володя. Здесь, под Новосибирском, есть чему поучиться не только школьникам…
Владимир Эрнестович, как и 80 его коллег — преподавателей физики, химии, математики, — слушатель курсов повышения квалификации, организованных Сибирским отделением и областным институтом усовершенствования учителей. На этих курсах читают лекции академики И. Н. Векуа, А. И. Мальцев, С. Л. Соболев, члены-корреспонденты Академии наук В. В. Воеводский, А. В, Николаев, профессора и доценты, доктора и кандидаты наук... А практические занятия ведут, как правило, те, кто не раз принимал у абитуриентов вступительные экзамены, кто отлично знает, по каким разделам программы наши школьники чувствуют себя слабее всего. Учителям предоставлена возможность познакомиться с работой институтов Сибирского отделения, побывать в лабораториях, в вычислительном центре, в геологическом музее, самим поработать с изотопами, с полимерами, со сложными физическими приборами, — короче говоря, основательно познакомиться с современной, именно современной, наукой.
— Удивительные это курсы, — сказал мне Владимир Эрнестович.
— Удивительные, интересные и полезные...
— Наверное, самые полезные из всех, которые доводилось нам видеть за все годы нашей учительской жизни, добавила Вера Павловна Ревякина преподаватель химии Карачинской средней школы.
Полезны эти курсы не только тем что учителя теперь получили совершенно четкое, упроченное практикой представление о новых проблемах и методах исследования в каждой из преподаваемых ими наук. Полезны курсы и потому, что ученые Сибирского отделения, много думавшие над задачами и трудностями нашей школы, очень хотели бы найти, так сказать, «сообщников», единоверцев среди учителей. И как же не воспользоваться такой благоприятной возможностью, как курсы, на которые съехались учителя со всех концов Новосибирской области, как не обсудить вместе с ними те проекты перестройки школьного преподавания которые зародились в институтах Академгородка!
Передо мной лежит документ, озаглавленный, быть может, несколько суховато «К вопросу о разработке программ для школ научного городка Сибирского отделения Академии наук СССР», Сейчас, конечно, еще не время предавать гласности то, что изложено в этом документе, — подождем, пока он выйдет из стадии разработки и обсуждения. Но несколько цитат из одного раздела, — какого? Ну, хотя бы из раздела о математике, — я все же позволю себе привести:
«...Курс математики должен быть единым, без разделения на арифметику, алгебру, геометрию и т.п.
...Алгебраические методы решения задач должны внедряться с самого начала обучения.
...Не следует допускать слишком медленного развертывания элементарной арифметики... Весь курс математики должен быть пронизан решением задач, изобретением приемов решения задач, закреплением и обобщением этих приемов, выработкой математической символики, облегчающей процесс решения, и широким использованием наглядных и интуитивных соображений. В то же время школьников нужно подводить к современным научным теориям и сообщать основные представления этих теорий в порядке обобщения конкретных задач.
...В программу школьного курса, кроме обычного математического материала, следует включить основы математического анализа, аналитической геометрии, элементарной теории множеств, математической логики, а также комбинаторику, теорию вероятности, математическую статистику и значительный объем знаний по общей алгебре.
...В программе обучения математике должно быть предусмотрено знакомство с современными электронными вычислительными машинами и программированием.
...Преподавание математики должно быть проникнуто духом приложения математики к технике и естествознанию».
Вряд ли нужно долго доказывать, насколько все это интересно и своевременно!
— Знаете, ведь вся наша работа в помощь школе по существу еще только начинается, — говорил мне на прощание буквально каждый из ученых, с которыми довелось беседовать в Академгородке. — Наметишь цель, добьешься ее, а оказывается, это вовсе не главное, лишь одна небольшая частность. А дальше — новые горизонты, новые, все более заманчивые цели...
ОТ КРУЖКОВ — к олимпиад, от летней школы — к школе-интернату, от поиска одаренной математически молодежи — к постановке и решению основных, принципиальных проблем, касающихся нашей школы в целом. Так всегда в настоящей науке: от частного к общему, от поиска к открытию, от увлеченности к победе.

О. БИТОВ. (Спец. корр.). г. Новосибирск.
Учительская газета Cтр. 5 Суббота, 21 июля 1962 г.

 

Эхо олимпиады

В. Виноградов

Вечерний Новосибирск, 27.10.1962


ЭХО ОЛИМПИАДЫ
(К открытию Сибирского научного центра)


Два месяца назад в Академгородке проходил заключительный, третий тур Всесибирской физико-математической олимпиады. Были лекции и беседы, были знаменитые встречи у фонтана. Наиболее одаренные старшеклассники сибирских школ - городских и сельских — слушали ведущих ученых Сибирского отделения, знакомились с началами большой науки.
А потом наступил момент прощания, время разлук. Питомцы олимпиады с сожалением покидали уютный город на берегу Обского моря.
Олимпиада окончилась, но эхо её не затихло. Наоборот, оно звучит все громче, вызывая отзвук в самых разных концах страны и за рубежом. Его волны катятся к Академгородку и, разбившись о пороги кабинетов и квартир, ложатся на письменные столы руководителей олимпиады грудой писем и телеграмм, потоками официальных, полуофициальных и неофициальных сообщений, просьб, докладов и ходатайств.
Давайте отправимся в путешествие по волнам этого моря, заглянем в страницы писем. Мы это сделаем вместе с сотрудницей Новосибирского государственного университета Риммой Семеновной Сазоненко (она - на снимке). Она имеет самое непосредственное отношение к олимпиаде. Сазоненко была воспитательницей в интернате, в котором жили гости городка.
Сейчас Римма Семеновна занята очень серьезной и объемной работой. Она изучает приходящую почту, сортирует ее, готовит ответы.
— Всю почту можно разделить на несколько групп — говорит Сазоненко — Это, во-первых, письма от бывших участников олимпиады; во-вторых, послания старшеклассников разных школ, увлекающихся математикой или физикой; в-третьих, просьбы родителей и дирекций школ о зачислении способных юношей и девушек в физико - математическое училище; в-четвертых, письма, относящиеся не столько к прошедшей олимпиаде, сколько к начинаниям сибиряков в деле изменения школьных программ, в-пятых, письма из-за рубежа...
Начнем с писем лауреатов олимпиады. Их особенно много.
Горноалтайцы: Максимов и Неханевич обращаются прямо к одному из молодых сотрудников Института математики Андрею Александровичу Берсу, бывшему у них преподавателем. Они пишут:
«У себя в школе мы рассказали о летнем сборе. Рассказали, о чем нам читали лекции. Но подробно рассказать содержание таких лекций, как «Введение в теорию относительности», «Теория электромагнитного поля», «Уравнение Максвелла» и «Алгебра логики», не можем. Поэтому просим оказать нам помощь. Кроме того, сообщите, пожалуйста, как обстоит дело с открытием физико–математического училища».
Москвич Борис Дубинский тоже интересуется сроками открытия училища. Он готов даже сдать экзамены на аттестат зрелости досрочно, экстерном, только бы пораньше приехать в Новосибирск и начать учебу в училище.
Два письма от иркутянки Эллы Дашевской. Элла была летом в Академгородке, показала неплохие знания, была отмечена, как способная. Она хочет стать курсанткой училища. А ее родители не решаются отпустить девушку в такой далекий путь.
В первом, очень взволнованном письме на имя Алексея Андреевича Ляпунова, Дашевская пишет о том, что для нее училище — заветная мечта. И рядом второе письмо, уже спокойное и радостное. Известному ученому не пришлось вмешиваться в судьбу Дашевской. Родители, поразмыслив, отпустили ее.
Десятиклассник из украинского городка Тульчина Сергей Колодяжный, как он говорит в своем послании на имя ректора НГУ, никогда не был в Новосибирске. Но недавно он прочел в газете «Известия», что при НГУ открывается физико-математическое училище. Он не вундеркинд, но очень хотел бы попытать свои силы на экзаменах. Сергей - человек серьезный и основательный. Поездка в Сибирь — не прогулка, пишет он. Поэтому нельзя ли вначале проэкзаменовать его заочно, по почте?
Киевлянин Сергей Герцман просит прислать задачи, которые были предложены участникам олимпиады. С такой же просьбой обращаются к академику С. Л. Соболеву восьмиклассница из Караганды Рита Рудая, школьники из Баку Марк Левит и Исай Басович. Наташа Герасимова с Урала. Ленинградца Александра Карклина, отличника из нахимовского училища, интересует: нельзя ли поступить в училище заочно?
Вся страна знает о том внимании, которое уделяют ученые-сибиряки проблеме подготовки кадров, как заботятся они об упорядочении преподавания в школе, об отыскании талантливой молодежи. Их инициатива находит широкий отклик.
Директор Тбилисского математического института имени А. М. Размадзе академик Н. Myсхелишвили специально командировал в Новосибирск сотрудника института дли ознакомления с опытом организации физико-математической школы. Доцент кафедры статистики одного из ленинградских вузов М. Юзбашев прислал свои соображения по поводу проекта новых школьных программ, разрабатываемого в сибирском городке науки.
Директора ташкентской школы №110 и московской школы №52 согласны принять участие в опробировании проектов новых программ, просят посоветовать им, как наладить работу, как выявить способных математиков и физиков.
Работа по изменению школьных программ начата своевременно. Авторы сотен писем подчеркивают в этом смысле значение работы ученых. Мнение учителей довольно точно выразили муж и жена Зденка и Алеш Полаковы из чехословацкого города Тоужима. Их письмом мы и закончим наше путешествие по страницам почты Института математики. Вот что пишут чехи:
«Дорогой товарищ академик Соболев! Мы — чешские учителя. Мы с большим интересом прочитали Вашу статью «Учить мыслить» в «Литературной газете». Мы часто думаем о том, как лучше подготовить ребят к работе и жизни. Нас очень интересует то, что Вы пишете о математической олимпиаде, именно о характере задач. Мы бы хотели задать их нашим ученикам. У нас также есть математические олимпиады. Если вам интересно, мы пришлем наши задачи. Мы внимательно следим за всем, что делается интересного в Сибирском отделении Академии наук СССР, и желаем Вам лично и Вашим сотрудникам много успехов».
Таково эхо, рожденное Всесибирской физико-математической олимпиадой. И тот факт, что оно звучит с неослабевающей силой, свидетельствует о жизненности начинаний сибиряков.

Приказ

П P И К А З
министра просвещения РСФСР
№ 322


г. Москва                                                                         12 сентября 1963 г.


Об организации специализированных школ-интернатов математического профиля и химико-биологического профиля


Довести до сведения, что Совет министров СССР принял следующее постановление "Об организации специализированных школ-интернатов физико-математического и химико-биологического профиля" от 23 августа 1963 года № 905:
"В связи с возрастающими требованиями народного хозяйства науки и высшей школы к специалистам в области естественных наук и необходимостью повышения качества подготовки молодежи, проявившей способности к овладению математикой, физикой, химией и биологией
Совет Министров постановляет:
1. Признать целесообразным организовать в порядке опыта при некоторых государственных университетах специализированные школы-интернаты физико-математического и химико-биологического профиля с трехлетнем сроком обучения.
Установить, что специализированные школы-интернаты находятся в ведении министерств просвещения союзных республик и что в каждой из этих школ может быть один или два провиля подготовки.
Совету Министров РСФСР и Совету Министров Украинской ССР обеспечить организацию в 1963 году специализированных школ-интернатов при государственных университетах согласно приложению, с контингентом учащихся по 360 человек и определить их специализацию по согласованию с Министерством высшего и среднего специального образовании СССР. Разместить школы-интернаты в имеющихся зданиях.
2. Установить, что в эти школы-интернаты наряду с общим средним образованием должны обеспечить повышенную подготовку учащихся по профилирующим дисциплинам и профессиональную подготовку, соответствующую специализации школы-интерната.
Отбор кандидатов в эти школы-интернаты производится соответствующими университетами совместно с органами народного образовании на числа учащихся, наиболее успешно окончивших неполную среднею городскую или сельскую общеобразовательную школу и проявивших способности к овладению естественными науками, на основе конкурсных экзаменов по профилирующим дисциплинам и собеседованиям ученых с поступающими, с учетом рекомендации педагогических советов школ.
3. Поручить Московскому, Ленинградскому, Новосибирскому и Киевскому государственным университетам в месячные срок разработать, а Министерству высшего и среднего специального образования СССР утвердить по согласованию с Советом Министров РСФСР и Советом министров Украинской ССР учебные планы и программы. Положение о специализированных школах-интернатах и Правила приема в специализи­рованные школы-интернаты.
4. Установить, что нуждающиеся учащиеся специализированных школ-интернатов обеспечиваются общежитиями, одеждой, обувью, а также бесплатным питанием по нормам в размерах 85 процентов от норм, предусмотренных для учащихся санаторно-лесных школ.
Распространить на специализированные школы-интернаты порядок привлечения средств родителей для содержания их детей, установленный для школ-интернатов.
5. Установить учителям специализированных школ-интернатов ставки заработной платы на 10 процентов выше ставок учителей IX—XI классов средних общеобразовательных школ.
Для преподавания профилирующих дисциплин, специальных курсов, проведения семинаров и лабораторных работ в специализированных школах-интернатах привлекать профессоров и преподавателей соответствующих государственных университетов и научных сотрудников научно-исследова­тельских учреждений, засчитывая их преподавательскую работу в этих школах-интернатах в нагрузку по основной работе.
6. Установить должностные оклады директорам специализированных школ-интернатов в размере 200 рублей в месяц, заведующим учебно-воспитательной и учебной частью по производственному обучению 140 руб. в месяц. Штаты и ставки заработной платы административного, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала специализированных школ-интернатов устанавливать в соответствии с действующими в союзных республиках типовыми штатами и ставками школ-интернатов.
7. Поручить Совету Министров РСФСР и Совету Министров
Украинской ССР по согласованию с министерством Финансов СССР в месячный срок разработать и утвердить нормативы ассигнований на содержание учащихся, учебные расходы и оборудование специализированных школ-интернатов.
8. Поручить Министерству высшего и среднего специального образования СССР совместно с соответствующими министерствами просвещения союзных республик обобщить опыт работы специализированных школ-интернатов и внести предложения по дальнейшему их развитию».

Во исполнение постановления Совета министров СССР от 23 авгу­ста 1935 года №905 "Об организации специализированных школ- интернатов физико-математического и химико-биологического профиля", приказываю:
§1.
Заведующим Московским (т. Асееву Г,Л.) и Ленинградским (т. Дубковскому Е.Г.) городскими отделами народного образования совместно с руководством Московского имени М.В Ломоносова и Ленинградский имени А.А. Жданова государственных университетов в двухдневный срок:
а) выделить здания для размещения специализированных школ-интернатов, обеспечить их необходимым учебным и хозяйственным оборудованием;
б) определить специализацию школ-интернатов, а также профиль
профессиональной подготовки учащихся в них и представить предложения
по этому вопросу Министерству просвещения РСФСР и Министерству высшего и среднего специального образования СССР;
в) укомплектовать специализированные школы-интернаты квалифицированными педагогическими и преподавательскими кадрами за счет лучших, передовых учителей и воспитателей общеобразовательных школ и школ-интернатов, а также кадрами технического и обслуживавшего персонала, за счет лиц, зарекомендовавших себя на работе в учебно-воспитательных учреждениях;
г) всю подготовительную работу проводить с таким расчетом, чтобы
учебные занятия в специализированных школах-интернатах начать не
позднее четвертого квартала 1963 года;
§2.
Министрам просвещения автономных республик, зав. краевыми и областными отделами народного образования (по списку) обеспечить вызов учащихся, наиболее успешно окончивших неполную среднею городскую или сельскую общеобразовательную школу и проявивших способности к овладению естественными науками, в республиканские (АССР), краевые и областные центры для проведения конкурсных экзаменов и собеседований по профилирующим дисциплинам. Оказать содействие комиссиям университетов, командированным для проведения экзаменов. Расходы по вызову учащихся произвести за счет органов народного образования.
§ 3.
Заведующему Новосибирским (промышленным) облоно (т. Гудиму А.Г.) совместно с Новосибирским государственный университетом привести работу специализированной школы-интерната в соответствие и вышеизложен­ным постановлением Совета Министров СССР и настоящий приказом.
§4.
Академии педагогических наук РСФСР (т. Каирову И.А.), Программно-методическому Управлению (т. Стрезикозину В.Л.), Управлению школ-интернатов и детских домов (т. Ковалеву В.Ф.) оказать содействие Московскому, Ленинградскому и Новосибирскому университетам в разработке учебных планов и программ, Положения о специализированных школах-интернатах и Правил приема в эти школы-интернаты»
§5.
Планово-финансовому Управлению (т. Гармонову Ф.В.) с участием Московского и Ленинградского гороно, Новосибирского (промышленного) облоно совместно с Министерством финансов РСФСР до 20 сентября 1963 года разработать, согласно с Министерством финансов СССР и представить для внесения на утверждение Совета Министров РСФСР нормативы ассигнований на содержание учащихся, учебные расходы и оборудование специализированных школ-интернатов.
Расходы на содержание специализированных школ-интернатов в 1963 г. согласно Распоряжению Совета Министров PCФCP №3 750-р от 30 августа 1963 г. производятся за счет бюджетов соответствующих исполкомов Советов депута­тов трудящихся.
§ 6.
Прогpaммно-методическому управлению (т. Стрезикозову В.И.) Управлению школ-интернатов и детских домов (т. Ковалеву В.Ф.) совместно с Московским и Ленинградским городскими, Новосибирским (промышленным) областным отделами народного образования в течение 1963-64 учебного года изучить опыт работы специализированных школ-интернатов и о результатах доложить коллегии Министерства просвещения РСФСР в июле 1964 года.
§ 7.
Возложить контроль за выполнением настоящего приказа на Программно-методическое Управление (т.Стрезикозина В.П.), Управление школ-интернатов и детских домов (т. Ковалева В.Ф.) и инспекцию при Министре (т. Голубеву В. Д.).

Министр просвещения РСФСР – Е. Афанасенко

Непрерывный эксперимент

Непрерывный эксперимент


С. ЛИТЕРАТ, заведующий учебной частью физико-математической школы НГУ.

ПЯТЬ лет назад, в декабре 1962 года, усилиями ученых СО АН СССР была создана специализированная физико-математическая школа-интернат при Новосибирском Государственном университете. Перед ней стояла задача дать повышенную подготовку в области точных наук учащимся, отобранным на олимпиадах по математике, физике и химии. Сегодня в 8—10 классах школы обучаются более 400 учащихся, приехавших из Сибири, Дальнего Востока, Казахстана. Отбор учащихся в ФМШ проводится на трех турах олимпиады. Первый тур — заочный. Задачи его публикуются в «Комсомольской правде», «Учительской газете», в областных молодежных газетах. Задачи составлены так, что не требуют особых знаний, но позволяют выявить смекалку, умение логически мыслить. Наличие оригинальной мысли и интересного метода решения даже одной задачи уже служит основанием для приглашения на второй областной — уже очный тур. Он проводится во время весенних каникул студентами и научными сотрудниками институтов СО АН СССР и НГУ. Они выезжают на места и вместе с представителями органов народного образования проводят письменные работы и беседы с учащимися.
Победители второго тура (600—700 человек) приглашаются в летний учебно-оздоровительный лагерь в Академгородке. Отдых, лекции известных ученых, занятия по решению интересных задач по математике, физике и химии, экскурсии в институты, музеи, походы — так проходит август. Завершением является третий тур олимпиады, который не только выявляет победителей, но и служит вступительным экзаменом в физико-математическую школу.
Основным в школе является 2-годичный поток (9—10 классов). Кроме него производится набор на один год обучения (10 класс) в небольшом объеме (2—3 класса). При этом делается предпочтение учащимся из села, рабочих поселков и небольших городов. Цель одногодичного обучения — в течение короткого срока подготовить способных учащихся, которые не имели благоприятных условий для учебы дома, к конкурсным экзаменам в университет и помочь им определить свои интересы в области естественных наук.
Подобная цель не исключает максимального удовлетворения запросов, выходящих за рамки требований на конкурсных экзаменах. С 1966 года школа производит прием в 8-е классы с целью подготовить к обучению на двухгодичном потоке учащихся из сел и рабочих поселков. Создание подготовительного 8-го класса позволит, по нашему мнению, ликвидировать один из существенных недостатков олимпиадной системы отбора, возникший по причинам, не зависящим от самих учащихся Мы полагаем, что при успешных результатах описанного эксперимента (это выясняется через 2—3 года) создание подготовительных классов для сельской молодежи при ряде вузов (особенно сельскохозяйственных, педагогических, медицинских) позволит увеличить долю сельской молодежи среди студентов этих вузов, что, несомненно, будет содействовать разрешению актуальной проблемы кадров высшей квалификации для села.
В условиях же нашей школы, существующей при НГУ, создание подготовительных 8-х классов позволит привлечь впоследствии к научной деятельности большой отряд талантливой молодежи.
Для школы разработаны специальные учебные планы и программы. Отметим их главные особенности. Число обязательных учебных часов не превышает 28 — 30 в неделю. Один из двух дней отдыха является «днем здоровья» и посвящается занятиям спортом, физическому труду на свежем воздухе, работе в школьных мастерских, на полях экспериментального хозяйства СО АН СССР, экскурсиям и походам.
Учебный план предусматривает для учащихся ряд необязательных факультативных занятий и спецкурсов, широкое участие школьников в научных кружках при школе, НГУ, институтах СО АН СССР. В последнем семестре 10-го класса особое внимание уделяется специализации (до этого обязательная программа обучения едина для всех). Учащиеся два дня в неделю работают в институтах, приобретая знания и навыки по лаборантским специальностям, а специализирующиеся по математике — и более глубокие теоретические знания в этой науке. Такая система специализации (кружки, факультативные курсы, работа в институтах) дает учащимся возможность правильно выбрать будущую специальность.
Основным в школе является лекционно – практический метод преподавания. Урочным методом преподаются литература, история, иностранный язык (а также все предметы в 8-х классах). Лекционный метод позволяет сделать преподавание более содержательным, а главное, повысить его научно-теоретический уровень, наиболее эффективно использовать преподавательские кадры высшей квалификации. Материал лекций закрепляется на практических занятиях, которые ведут научные сотрудники институтов, а также штатные преподаватели, отбираемые по конкурсу из числа наиболее квалифицированных преподавателей школ и вузов.
Программы нашей школы созданы большим коллективом ученых СО АН СССР и в процессе работы проверяются, периодически пересматриваются, совершенствуются. Создано большое количество учебных пособий, задачников применительно к программам ФМШ.
Программа по математике предусматривает в каждом классе изучение программного материала обычной школы и, кроме этого, некоторые разделы теории вероятностей, математического анализа, аналитической геометрии, векторной алгебры, дискретной математики, теории множеств.
Курс физики по своему содержанию и характеру ближе к университетскому курсу общей физики, чем к существующему курсу средней школы.
При изложении теоретического материала широко используется математический аппарат анализа и векторной алгебры, что позволяет преподносить учащимся основные физические идеи и законы в достаточно общей форме.
В основу курса положены фундаментальные законы и общие принципы. К ним относятся, в первую очередь, законы сохранения, принципы относительности Галилея и Эйнштейна, основные виды взаимодействия частиц. Многие классические эффекты частного характера, которыми еще сегодня, заполнены учебники физики обычной школы, не рассматриваются. В ряде случаев допускается отход от традиционного разграничения областей физики. Например, при изучении механики рассматриваются некоторые вопросы из электростатики, движение заряженных частиц магнитном поле. Электрический потенциал рассматривается параллельно с гравитационным.
Большое внимание придается умению учащихся решать нестандартные задачи, требующие творческого подхода.
Программа по химии отличается научным подходом на основе углубленного изучения теории химической связи и строения молекул.
Биология в физико-математической школе с момента основания школы преподается по программе, разработанной учеными СО АН СССР на базе современных достижений генетики, биохимии и молекулярной биологии.
Увлечение точными дисциплинами не мешает нашим учащимся живо интересоваться литературой, вопросами искусства и эстетики.

 

(1967)

"За науку в Сибири"№ 34(210) от 30 августа 1965 г.
О ПРЕПОДАВАНИИ ХИМИИ В ШКОЛЕ


В нынешнем году вместе с четвертой Всесибирской физико-математической олимпиадой школьников Сибири и Дальнего Востока проводилась вторая химическая олимпиада.
Учитывая важность и большой объем работы в организации занятий по химии в физико-математической и химической школе, Объединенный ученый совет по химическим наукам СО АН СССР учредил комиссию для подготовки программ и осуществления контроля за преподаванием химии в ФМХШ.
В состав комиссии под председательством академика В. В. Воеводского вошли ученые всех химических институтов СО АН СССР и преподаватели НГУ.
Нет необходимости сейчас рассматривать в деталях программу для курсов учителей по химии, разработанную научными сотрудниками химических институтов СО АН и утвержденную Объединенным ученым советом по химическим наукам. Но следует обратить внимание на мнение членов оргкомитета по проведению курсов, которое сложилось в процессе занятий с учителями.
О многих элементарных понятиях, с точки зрения современного уровня химии, преподаватели школ, как это ни странно, услышали впервые.
— Больше того, — рассказывает председатель оргкомитета кандидат химических наук Л. Б. Володарский, — они были уверены, что занятия на курсах повышения квалификации не превзойдут уровень школьного курса, и будут посвящены, в основном, вопросам методики преподавания химии в школе. Нашей же целью было изложить основные представления химической науки на современном уровне.
В процессе занятий интерес у слушателей возрос, и они были благодарны их организаторам и составителям программ. Тем не менее, уезжая домой, учителя высказали предложения по поводу работы курсов в будущем. Очень хорошо было бы знать за год вперед о возможности попасть на курсы. Это дало бы возможность подготовиться к лекциям, которые здесь читают. По их мнению, в период курсов необходимо вести практические лабораторные занятия.
Ссылаясь на авторитет Объединенного ученого совета по химическим наукам СО АН СССР, обсуждавшего программу курсов, можно утверждать, что сложность предлагаемых лекций не превышала уровня необходимых занятий преподавателей химии в средних учебных заведениях.
В связи с этим возникает вопрос об уровне преподавания химии не только в школе, но и в педагогических вузах. Возможно, было бы целесообразным впредь проводить курсы повышения квалификации преподавателей химии школ на базе Института усовершенствования учителей с активным участием научных сотрудников химических институтов СО АН, а курсы, подобные нынешним, проводить с преподавателями химических кафедр педагогических вузов. Разумеется, для этого нужны будут специальные программы, методические пособия и т. п. Но, как говорится, труд окупится сторицей. Председатель оргкомитета летней школы и курсов учителей по химии Л. Б. Володарский, члены этого комитета — кандидат химических наук А. А. Опаловский и другие, а также учителя, принимавшие участие в проведении второй Всесибирской химической олимпиады, отмечают сравнительно низкий уровень знаний по химии у школьников, что, вероятно, в первую очередь обусловлено несовершенством программы средней школы по химии и ее значительным отставанием от современного уровня химических знаний. Школьный курс по химии, а значит, и учебники нуждаются в коренной переработке. Нужна новая программа и новый учебник...
Могут быть возражения со ссылкой на слишком большую работу, связанную с переработкой программы и учебников. Что ж, никто и не утверждает, что эта работа из легких. Но если она необходима?..
Новый учебник по химии должен быть создан совместными усилиями химиков, физиков, математиков, биологов и, разумеется, педагогов. И этот вопрос должен быть обсужден безотлагательно.
Но вернемся к разговору о результатах заключительного этапа Всесибирской олимпиады. Приятно отметить, что из 70 награжденных в III туре - 20 призеров химиков. Отличные знания по химии, физике и математике показали семиклассник Саша Ильинский из Ташкента, десятиклассник Вениамин Бураев из Иркутской области и другие. Но если вспомнить, у скольких учащихся обнаружились пробелы в знаниях по химии, то результаты получатся нерадостные. - Судите сами, - рассказывают химики. - Из нескольких тысяч участников олимпиады, проходившей в городах Сибири, Дальнего Востока и Средней Азии, в экзаменах по химии III тура принимали участие только 126 человек. К ним присоединились 80 человек из числа физиков и математиков. Из этого количества право на собеседование для окончательного отбора завоевали только 70, а из этих последних успешно прошли собеседования всего 44 человека. Такие результаты, естественно, не могут не беспокоить. И пусть многие вопросы, затронутые в этой заметке, возможно, покажутся спорными. Но это не снимает необходимости как можно быстрее их разрешить.


И. ЛОПАТИН


"За науку в Сибири"№ 34(210) от 30 августа 1965 г.

Вехи Пути

Новосибирская физико-математическая школа была создана по инициативе председателя Сибирского отделения Академии наук СССР академика М.А. Лаврентьева и начала работу в январе 1963 года до выхода постановления Правительства под личную ответственность Михаила Алексеевича, став начальным звеном триединой системы подготовки кадров для науки:
 Школа – Университет – Академия наук